пятница, 15 февраля 2008 г.

Приемы телетрансляции

Эта часть статьи, недавно опубликованной на www.sport-business.ru Хотя написана она давольно таки давно...

Публикую только сами приемы - может кому пригодятся, а может кто и дополнит.... ;)

Итак, некоторые типичные элементы, способствующие «зрелищности» телетрансляции СС, провоцирующие более интенсивный эмоциональный отклик зрителя (по большей части на примере все того же баскетбола, но все они в той или иной мере могут быть адаптированы для других игровых видов спорта):

1. Экспозиция. Обычно это заставка вида спорта, предстоящего СС, далее ролик о событии, об исторической роли участников в этом событии, об истории турнира, о его значимости и популярности (возможно через ассоциативный ряд). Далее представление главных действующих лиц события – тренеров, команд, игроков-звезд, «темных лошадок» и прочее. Представление подкреплено выдержками из интервью, аналитикой, комментариями авторитетных специалистов, предположениями болельщиков, статистикой.

2. Следующая задача – передать атмосферу на СС. Для этого обычно «вставляют» бушующих болельщиков (панорама, крупные, средние, наезды).

3. Далее представление места проведения СС, как место, где вершилась и вершится история – статистика, кадры хроники. Здесь же кадры об обстановке в городе, которые говорят зрителю, что событие настолько важное, что улицы буквально опустели: все на стадионе!

4. Сцена готова, атмосфера выставлена, далее - представление предполагаемых главных героев встречи, статистика (какая именно, зависит от конкретного СС и участников). Особенность – снимаются в основном на длиннофокусном снизу, ассоциативный монтаж, учитываются особенности шоу-представления.

5. Представление комментаторов (о технике их работы отдельный БОЛЬШОЙ разговор). Комментаторы – обслуживающий персонал, но это элемент, который «работает» на атмосферу, значимость, ценность, следовательно: они (минимум двое, максимум трое), эксперты, уважаемы, либо интересны как личности. Представляются «в камеру». (В России комментатор - это обычно «отвлеченный шум» за кадром.)

6. Камеры и реклама в зале, на стадионе должны располагаться «коммуникативно» (в российских трансляциях обычно «спонсорские» места отсвечивает, обрезает, а-то и вовсе не снимают).

7. На информационном табло для телезрителя (время матча, счет, команды) кроме названия организации, под эгидой которой проходит СС следует оставлять упоминание о значимости матча либо просто о его статусе: «Матч за звание Чемпиона Мира», «Третья игра финальной серии (счет в серии 2-2)», «Игра за 3 очка, возможно 7 домашняя победная игра».

8. Смена планов по ходу трансляции зависит от динамики и ритмики матча, а так же оттого, насколько часто до «момента» менялись планы и как.

9. Повторы даются со сменой скорости, «время крупным планом», с обязательной сменой плана, при которой есть возможность акцентировать внимание на необходимой детали.

10. Повтор «спорных», «решающих» и «острых» моментов дается (кроме разноплановых вариаций с измененной скоростью) с ассоциирующим монтажом: вот момент – вот реакция зрителей (игрока, партнеров, противников, владельцев, судей, группы поддержки, друзей игрока, родственников, его противников, его персональных болельщиков, комментаторов, специальных и больших гостей, талисмана, комментаторов).

11. Стоит снимать группу поддержки «за работой» – крупные планы, смена планов, эмоции, улыбку, замедленный повтор. Это мини клип, который, при условии, что известен номер и рассчитан, можно монтировать с игровыми моментами (в трансляция в записи однозначно). Также может быть ролик о группе поддержки, если она чем-то знаменита, ролик должен быть представлен в экспозиции, либо по смыслу в ходе трансляции (если есть возможность, впрочем - это очень условно).

12. В ходе трансляции следует вставлять анонс значимых и эмоционально-значимых событий (любые, но лучше связанных с интересами ЦА СС), которые способны вызывать интерес или эмоции – это также ассоциативный монтаж. Причем тут два варианта: либо перенесение эмоционального фона с анонса на событие, либо с события на анонс.

13. Трансляция должна сопровождаться «сюжетной» статистикой команд, игроков, зрителей, тренеров:
«Во время просмотра матча плей-офф НБА «Нью-Джерси» — «Кливленд» (дело был в воскресенье ранним утром), искренне позавидовал «въедливым» болельщикам и журналистам, освещающим заокеанский баскетбол. Не успел разыгрывающий хозяев Джэйсон Кидд выиграть борьбу за отскок в начале 4-го периода, телезрителям было сообщено. Это — 87-й триппл-дабл Кидда (закончил он с результатом 23 очка + 13 подборов + 14 передач) в карьере. А по числу трёх двузначных показателей в матчах плей-офф он вышел на третье место в НБА .»

14. После эффектных моментов сразу монтируются кадры, обозначающие реакцию зрителей, игрока, или тренера – это производит самое сильное впечатление, сильнее, чем при повторе.

15. В ходе трансляции обычно работают эксперты, которые способны подавать «острую» статистику матча текущего. (Чтобы подавать статистику «живую» - следует разобраться, какие могут возникать «категории» и отслеживать их, чтобы не пришлось искать закономерности по ходу трансляции.)

16. Задача операторов и режиссера трансляции еще и в том, чтобы снять так, чтобы зритель «втянулся» в СС, проникся атмосферой, пожелал оказаться на стадионе: съемка «из зала», «среди болельщиков» (панорама по залу, среднекрупные планы, тех, кто рядом с камерой, у позиции «из зала»).
Особенно важно уделять внимание сложившимся традициям и акцентированно их подавать. Например, в хоккее с шайбой – игроки команд по окончанию матча строем проезжают мимо друг друга и жмут руку. В баскетболе – победившая в турнире команда срезает сетку с кольца противника. В футболе – болельщики зажигают фаеры в честь забитого гола (это очень важный ритуал).

17. Обязательна съемка самодельных плакатов болельщиков (меньше тех, что продаются) – это, во-первых, «социальный принцип подтверждения», а во-вторых, это эмоционально гораздо более значимо и ценно. (Передает дружественную атмосферу).

18. Обязательно: съемка физически привлекательных болельщиц и болельщиков. (Характерно для матчей Евролиги из Греции, Испании.)

19. Съемка друзей, родственников, персональных болельщиков спортсменов.

20. Съемка специальных гостей, знаменитостей, политиков, хозяев команд во время матчей, их реакции (ассоциативный ряд: популярная знаменитость болеет за…) Если есть возможность, то можно приготовить «цитатник» таких людей и вставлять к месту (как минимум в записи)

21. Один из самых зрелищных вариантов повтора - это «Сплит» (возможно с эффектом «времени крупным планом»). Но почему-то принято подавать его исключительно в варианте «игровой момент – реакция тренера», забывая про другие варианты.
Перечислим варианты Сплит (по ситуации):
1) Тренер-тренер.
2) Тренер-подопечный.
3) Болельщик-игрок.
4) Болельщик-судья.
5) Болельщик-болельщик.
6) Игрок-игрок.
7) Игрок – другой тренер.
8) Игрок-группа поддержки.
9) Игрок-хозяин.
10) Игрок-политик.
11) Игрок-знаменитость.
12) Игрок - друзья, родственники.
13) Игрок - болельщики против.
14) Судья-тренер.
15) Судья-группа поддержки.
16) Судья - родственники, друзья.
17) Судья-владелец.

22. В ходе матча - нарезка на игрока из моментов текущего матча.

23. Съемка из раздевалок – планы на игру (обычно на доске расписаны, особенно, если там информация, связанная с тем, что происходит в СС), перед выходом на матч, в перерыве.

24. В ходе трансляции можно накладывать на видеозапись аудио по принципу «социального подтверждения» - аплодисменты, задающий ритм, эмоциональные музыкальные наложения, комментарии специалистов и «интересных» персон. (Так же можно монтировать ролики на матч, серию, СС, игрока).

25. Прием съемки: бросок (удар по воротам) – камера провожает мяч в ворота или до кольца, когда он туда попадает (или нет), то идет наезд с фокусом по прямой на болельщиков этой же камерой, расположенных за кольцом (сбоку) или за воротами – независимо от рекакции (восторг или разочарование).

26. Много снимать «между прочим» зрителей с атрибутикой, в форме команд (можно снимать, как (легко и с желанием) и кто (такие же болельщики как и я) ее покупают по принципу «социального доказательства).

27. Музыкальное сопровождение лишнее, когда:
- оно не к месту, не описывает ситуацию, атмосферу, идет в разрез с ситуацией;
- заглушает крик и шум зрителей;
- зрители его не принимают – не смеются, не реагируют, не подпевают.

28. Съемка: действия талисмана (передразнивание, подбадривание судей, игроков, тренера, зрителей, группы-поддержки) - реакция судей, игроков, тренера, зрителей, группы-поддержки.

29. Если комментаторы интересны, значимы, авторитетны, популярны (может быть просто популярные люди), то стоит снимать их дискуссии, диалоги. Моментами, конечно – например, есть интересный вопрос от одного комментатора другому – сигнал режиссеру – режиссер дает сигнал, когда можно вставить по ходу трансляции.

30. Кроме того, если комментатор профессионал, авторитетный аналитик, то стоит снимать его объяснения происходящего зрителю. (А-ля новостная аналитика 60-х СССР).

31. Чтобы спровоцировать зрителя переживать за команду, следует показать не только, тех, кто ее любит (знаменитости и «такие же как и я»), но и что ее не любят такие, которые не любят тебя, или которых не любишь ты. (Враг моего врага мой друг).

32. Съемка «атлетичности» спортсменов, возможно преподнесение этого момента, как атрибута, возможно заготовленный ролик на тему, например «спасает сложные концовки» или «царит под щитом».

33. Болельщиков обычно снимают «сверху вниз», а игроков и тренеров наоборот.

34. Чтобы придать нужное отношение к происходящему можно воспользоваться таким приемом монтажа: эмоции болельщиков, физические привлекательные/игрок - звезда (счет, тренер…).

35. Если возможно, то брать комментарии игроков и тренера по ходу матча (или снимать их так, чтобы было слышно, что тренер приказывает игрокам в тайм-ауте): какая комбинация, какая установка, кого и почему меняют на игровом поле – чтобы зритель мог сам отследить, как то или иное решение влияет на ход матча, и научился сам разбираться в тонкостях игры. Людям интересно то, в чем они разбираются, в противном случае, как следует из работ Л. Фестингера, они будут этого избегать. Такую форму подачи материала можно стилизовать, «мифицировать» под «розыгрыш партии быстрых шахмат», либо, используя драматическую структуру, много раз упомянутую в ходе работы, например, под детектив. (В подобном ключе комментировал финальный матч Евролиги 2007 Евгений Гомельский в СМИ: один тренер «разгадывал» комбинации другого по ходу матча, как формулу детектива «один убегает, другой догоняет»).
Этот список можно продолжать, продолжать и продолжать. Здесь перечислены только самые очевидные, но эффективные и эффектные элементы.

© Явленин Игорь


P.S. Здесь, конечно, даааааалеко не все. Кое-что интересное не стал добавлять :) Тем не менее, хорошо бы хоть это увидеть в практике того же, прости Господи, телеканала "Спорт", где в кадровой службе пылится мое резюме... :)

2 комментария:

Zet комментирует...

Большинство того, что здесь перечислено было использовано, правда, к сожалению, не на центральном ТВ, а на видеокубе арены "Арена-Мытищи" при сопровождении домашних матчей хоккейного клуба "Химик" (Московская область) в сезоне 2005-2006 командой под руководством Зыкова Сергея.
Кстати, они пытались транслировать свой опыт на тв, аработки дальше, но... это пока никому видимо не нужно... так как работать надо вдумчиво, логично...

Игорь "legba" Явленин комментирует...

Да, слышал.. там тогда было кому это поставить, сделать четко - там тогда работал Борислав Гуляев. На какое ТВ они пытались транслировать? Только не говорите мне о ТК "Спорт"...))